Использование безвоздушного метода нанесения при механизированных отделочных работах.

Раньше считалось, что покрасить быстро и покрасить качественно понятия не совместимые. Однако новейшие научно-технические разработки опровергают такое утверждение. Были успешно механизированы многие операции в ремонтно-строительной отрасли. Не стали исключением и малярные работы. Так был разработан метод безвоздушной покраски практически любой поверхности. Однако, наибольшую популярность он завоевал благодаря скорости покраски и отличному качеству. Поверхность, на которую была нанесена краска методом безвоздушного распыления по всем параметрам ничем не уступала выкрашенной вручную с помощью валика, а скорость нанесения была вне всякой конкуренции. Что же собой представляет инновационный способ финишной отделки?

В статье раскроем все секреты покраски безвоздушным аппаратом. Где применяется, какие механизмы и материалы используются, способы нанесения различных материалов, с какими трудностями и ошибками можно столкнуться в процессе работы.

Что такое безвоздушная покраска?

Безвоздушная покраска – это один из способов механического нанесения лакокрасочных материалов при котором рабочий состав, находящийся под высоким давлением, с большой скоростью выбрасывается через сопло специальной формы. В результате резкого перепада давления, краска из жидкого состояния переходит в дисперсное. Такое рассеяние получило название диспергирование. Микрочастички краски, смешиваясь с воздухом, образуют веерообразный поток тонкодисперсного аэрозоля, который равномерно окрашивает обрабатываемую поверхность.

Что же значит – безвоздушная покраска В отличие от пневматического способа распыления, где аэрозоль образуется в смесительной камере, а основную роль в этом играет сжатый воздух, в агрегатах безвоздушной покраски сжатый воздух не используется. Смешивание краски с воздухом происходит уже за пределами устройства путем механического разрушения целостности окрасочного материала. Отсюда и название – безвоздушное распыление (БВР).

 

Агрегат безвоздушной покраски может приводиться в действие электродвигателем, двигателем внутреннего сгорания, или сжатым воздухом. Наибольшей популярностью у строителей пользуются устройства, работающие от электродвигателя. Принцип работы оборудования для безвоздушного распыления основан на следующем:

  1. Вращательное движение электродвигателя через редуктор преобразуется в поступательное движение и передается на поршень насоса.
  2. При движении поршня вверх автоматически открывается впускной клапан. Происходит всасывание лакокрасочного материала. Когда поршень насоса достигает верхней точки, впускной клапан закрывается и открывается выпускной. Происходит выталкивание краски.
  3. Из насоса через шланги высокого давления краска поступает на краскопульт. Это устройство, имеющее вид пистолета, снабжено соплом с отверстием небольшого размера, через которое и происходит выброс краски.

Давление краски в системе регулируется вручную, или с помощью электронного пульта управления, оно может достигать 250 бар (1 бар – 0,987 атм.). При выбросе через сопло, сталкиваясь с сопротивлением воздуха, красящий материал разбивается на микроскопические частицы, смешиваясь с воздухом они образуют поток аэрозоля по форме, напоминающей веер. На профессиональном языке он именуется факелом. Форма факела корректируется подбором сопла. Величина и форма отверстия в сопле влияют на угол раскрытия факела и степень дробления краски.

На выбор сопла влияют как свойства лакокрасочного материала, так и геометрия обрабатываемой поверхности. Правильный подбор дюзы позволяет:

  1. Сформировать однородный поток аэрозоля с четкими границами.
  2. Равномерно наносить лакокрасочный материал на обрабатываемую поверхность.
  3. Не допускать интенсивного туманообразования.
  4. Расходовать рабочий состав с максимальной пользой.

При помощи метода безвоздушного распыления чаще всего наносят различные виды красок, как на водной, так и на алкидной основе. Однако это далеко не все возможности данного метода. Он пригоден для нанесения грунтов, обойного клея, финишной шпаклевки, средств антикоррозионной защиты, огнезащитных покрытий и других составов.

Окрашивание деревянного забора методом БВР.
Окрашивание деревянного забора методом БВР.
Нанесение алкидной краски на металлоконструкцию.
Нанесение алкидной краски на металлоконструкцию.

Технология безвоздушной покраски позволяет проводить малярные работы в промышленных масштабах и обрабатывать в короткий срок и с высоким качеством большие площади каменных, деревянных и металлических поверхностей.

Далее разберем где чаще всего применяются механизированные малярные работы, а также все плюсы и минусы безвоздушной покраски.

Плюсы безвоздушной покраски.

Что делает данный метод столь популярным среди мастеров отделочников, и почему покраска безвоздушным распылением постепенно вытесняет традиционную покраску ручным способом?

Скорость и производительность.

Цель всякой механизации – увеличение скорости работ и повышение производительности. Это и стало основной причиной автоматизации малярных работ. Одним из самых эффективных способов достижения этих целей стали агрегаты, основанные на безвоздушном способе распыления различных видов краски.

Безвоздушный краскопульт средней мощности в 2-3 раза производительнее пневматического агрегата, где распыление производится за счет сжатого воздуха из компрессора. В добавок нет надобности постоянно наполнять емкость с краской на самом разбрызгивающем устройстве. Рабочий состав подается в систему из большой емкости, что позволяет обрабатывать за один заход значительную по величине поверхность, и не беспокоиться, что в какой-то момент он закончится.

 

 

Сравнивать скорость покраски данным способом с ручным, с помощью валика и кисти вовсе не имеет смысла. Все преимущества будут за механизированным окрашиванием.

Производительность опытного мастера безвоздушной покраски может достигать 2000 квадратных метров за смену. При этом ему не придется постоянно махать вверх-вниз валиком. Разбрызгивающее устройство в виде пистолета удобно размещается в руке и имеет небольшой вес, что очень важно при однообразной и монотонной работе. Работник меньше устает и быстрее восстанавливается.

Все вышеперечисленные качества позволяют использовать безвоздушную покраску на крупных объектах. Таких как заводские цеха, складские помещения, ангары и боксы для техники. Бригада из двух-трех человек вполне способна в короткий срок сдать один из таких объектов, выполнив как внутренние, так и внешние отделочные работы.

Удобство в работе.

Оборудование для безвоздушной покраски имеет одну очень важную особенность. Сам покрасочный агрегат и емкость с краской находятся на одном месте, рабочий состав по шлангам высокого давления может подаваться на расстояние до нескольких десятков метров. Большой радиус действия покрасочного устройства позволяет из одного положения отработать существенную часть, или даже всё помещение.

Небольшие размеры покрасочного пистолета, позволяют наносить краску на поверхность со сложной геометрией, в труднодоступных и неудобных для работы места. Таких как ниши, карнизы, перегородки.

Аппараты для безвоздушной покраски имеют относительно небольшие размеры, они менее шумные по сравнению с теми, что основаны на использовании сжатого воздуха.

Высокое качество малярных работ.

Важным плюсом БВР является способность создавать высококачественное финишное покрытие. Умение мастера и технические возможности механизма позволяют выполнять малярные работы премиум класса. Все применяемые составы обладают высокой адгезией и укрывистостью, а правильно заданные параметры в работе устройства, и использование сопел со особыми формами дюзы позволяют избежать таких косяков, как подтеки, полосы и разводы. Эти нюансы позволять создавать равномерное, идеально ровное и гладкое покрытие на любых обрабатываемых участках.

Работа с фактурными поверхностями.

Поток красящего аэрозоля, создаваемый агрегатом, способен проникать и равномерно окрашивать все фактурные и пористые поверхности включая дерево, бетон, кирпичную и каменную кладку. Данная опция актуальна при современных тенденциях в оформлении помещений в промышленно-урбанистическом стиле, где кирпичные стены с черновой кладкой, бетонные балки, трубы и другие открытые системы коммуникаций являются основными элементами декора.

Экономное использование рабочего состава.

Правильно отрегулированный безвоздушный краскопульт, при работе не создает интенсивный туман из тонкодисперсной взвеси, которая окрашивает не только рабочую поверхность. Использование красок с высокой степенью укрывистости, позволяет наносить материал с минимальной толщиной покрытия. Иногда достаточно одного слоя для достижения нужного визуального эффекта. Экономия на материалах при использовании данного способа нанесения может достигать 10%. Учитывая высокую стоимость качественных красок и необходимость отделки больших площадей, эта выгода очень существенна.

 

Универсальность в выборе рабочего состава.

Аппараты безвоздушного распыления рассчитаны на работу с различными составами. В основном это краски на водной основе, но могут использоваться алкидные и двухкомпонентные. Кроме красок с малой вязкостью большинство устройств адаптированы для использования грунтовок и клеев. Более мощные безвоздушные краскопульты способны наносить финишную шпаклевку.

Отрицательные стороны безвоздушной покраски.

Несмотря на огромное количество преимуществ, безвоздушная покраска имеет и свои минусы. Их немного, но о них следует знать, тем, кто планирует заняться ремонтно-отделочными работами.

Длительная подготовка.

Малярные работы с безвоздушным аппаратом начинаются с тщательной подготовки объекта к окрашиванию. Это связано с тем, что при работе краскопульта воздух насыщается тонкодисперсной взвесью из используемого красящего состава. Чтобы избежать ее попадания на окружающие предметы, их нужно тщательно закрыть защитной пленкой или бумагой. То есть нужны дополнительные расходы на укрывной материал. Сам процесс укрытия также может занять не малое количество времени. При интерьерной покраске в несколько цветов, например, когда потолок и стены нужно выкрасить в разные цвета, необходимо позаботиться чтобы одна краска не попала на другую.

Большая стоимость оборудования.

Оборудование для безвоздушной покраски стоит немалых денег. Для получения качественного результата от его применения, мастеру придется хорошенько потратиться. Стоимость самого агрегата, достойного внимания, начинается примерно с 20 000 рублей. Если к этому добавить различные приспособления и расходные материалы, то сумма затрат значительно возрастет. Ремонт при поломке так же обойдется в копеечку. Если вы не являетесь профессионалом в малярном деле, то связываться с безвоздушной покраской не имеет смысла.

Сложное техобслуживание.

Для бесперебойной работы оборудование нуждается в постоянном уходе. Так перед началом нужно подготовить краску и заполнить ей всю систему. После окончания работы сделать промывку и чистку основных узлов и деталей. Кроме этого необходимо периодически менять фильтры и подбирать нужные сопла, правильно регулировать систему подачи краски.

 

 

Для работы нужны большие площади.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что безвоздушное окрашивание выгодно применять только на больших площадях. Большинство мастеров берутся за работу, если окрашиваемая площадь превышает 100 м2. Это может быть покраска всей квартиры или дома как внутри, так и снаружи, крупный промышленный, коммерческий, или муниципальный объект.

Большой расход растворителя.

К недостаткам можно отнести необходимость использования большого количества растворителя для промывки при работе с алкидными материалами. Дорогостоящее оборудование легко выйдет из строя, если в системе останется даже небольшое количество краски.

Невозможность окраски объектов сложной формы.

Объекты сложной формы невозможно качественно покрасить данным способом. Например, радиаторы отопления. Технические условия безвоздушного окрашивания предполагают нахождение сопла на расстоянии 25-30 см от обрабатываемой поверхности, а угол потока краски к поверхности должен быть равен 90°. Если этого не соблюдать, то качественную отделку выполнить вам не удастся.

Низкая эффективность метода при частой смене рабочего состава.

Окрашивание безвоздушным способом малоэффективно, если требуется часто менять цвет и тип лакокрасочного материала. Это связано с тем, что после каждой смены рабочего состава нужна полная промывка системы. Кроме этого краска, закачанная в систему, не используется до конца, а ее в шлангах и насосе может оставаться значительное количество.

Сравнение с пневматическим методом окрашивания.

Если сравнивать экономический эффект, получаемый при распылении лакокрасочных материалов данным способом, с пневматическим, то безвоздушное окрашивание будет иметь несколько преимуществ. Во-первых, меньшее туманообразование, а значит меньшее рассеивание и меньший расход рабочего состава на единицу обрабатываемой поверхности. Во-вторых, при покраске алкидными красками, потребуется меньше растворителя, так как аппарат безвоздушной покраски может работать с более вязким материалом, чем пневматический. В-третьих, процесс окрашивания происходит значительно быстрее.

Производительность труда при использовании безвоздушного распыления будет всегда выше. Слой краски, наносимый безвоздушником имеет большую толщину, и для качественного прокрашивания потребуется меньшее количество слоев, а значить и времени на обработку единицы площади потребуется меньше.

При работе аппаратом безвоздушного распыления условия работы более комфортные в виду меньшей загрязненности и загазованности окружающей среды, а также меньшего уровня шума.

Сам агрегат безвоздушной покраски более лёгкий и компактный по сравнению с компрессорным, его легче перемещать при обработке большого объекта.

Сравнение безвоздушного и пневматического методов нанесения краски.

Сравнение безвоздушного и пневматического методов нанесения краски.

Если сравнивать цену безвоздушных и пневматических агрегатов, то цена первых будет намного выше.

Однако есть и преимущества пневматики над безвоздушкой. Так, для начала работы в систему безвоздушной покраски нужно закачать не менее килограмма краски, а это не выгодно при окрашивании малогабаритных участков и частой смене цвета. Подготовка к работе пневматического агрегата не займет много времени. Достаточно залить небольшое количество краски в стакан и включить компрессор. Настройка безвоздушного аппарата займет значительно больше времени.

Если требуется добиться высокого глянца на обрабатываемой поверхности, то лучше это делать с помощью пневматики.

 

 

Сравнение с окрашиванием валиком и кисточкой.

Тенденция перехода с ручной покраски на механизированную растет. С каждым годом все больше и больше мастеров-отделочников переходят на безвоздушный способ нанесения лакокрасочных материалов, невзирая на большие финансовые затраты, связанные с приобретением дорогостоящего оборудования. Есть несколько причин для перехода от окрашивания валиком и кистью к БВР.

Во-первых, распыление происходит значительно быстрее чем нудная прокатка валиком. При окрашивании значительных площадей нет надобности таскать за собой лоток и ведро с краской. Производительность увеличивается минимум на 30-40%.

Во-вторых, повышается качество окрашиваемой поверхности. В результате БВР создается идеально гладкий и равномерный слой краски, исключено попадание ворсинок и других посторонних частиц, как при работе с валиком или кистью.

В-третьих, при нанесении материала безвоздушным аппаратом, слой краски будет толще, чем при нанесении валиком, поэтому, для получения ровного цвета окрашиваемой поверхности, потребуется меньшее количество слоев. Достаточно 2 слоя, чтобы перекрасить контрастное по цвету основание.

На работу с безвоздушным распылителем тратится меньше мышечной энергии, труд становится менее утомительным, повышается производительность и связанный с этим денежный доход. Вложенные в оборудование денежные средства быстро окупаются.

Однако полностью перейти на БВР не получится. Всегда найдутся мелкие объекты и труднодоступные участки на которых не обойтись без валика и кисточки.

Область применения метода воздушного окрашивания.

Покраска безвоздушным методом позволяет получить качественное финишное покрытие, и крайне популярна у мастеров-отделочников. Механизированное нанесение краски может проводиться как при внутренних, так и при наружных работах.

Так, при ремонте квартиры или дома безвоздушная покраска стен и потолков выступает в качестве финишной отделки. Поскольку декоративные свойства поверхностей, окрашенных методом БВР, способны удовлетворить самые высокие эстетические требования заказчика. Краска при высыхании создает плотную, равномерную по толщине и цвету, и что не мало важно, стойкую к механическим воздействиям, пленку.

Безвоздушный метод нанесения позволяет механизировать подготовительные работы перед финишной отделкой. С помощью него легко справиться с нанесением различных грунтов: глубокого проникновения, грунт-красок и спецгрунтов с фактурой.

 

Безвоздушную покраску внутри помещений также называют интерьерной покраской, поскольку путем подбора цвета и фактуры можно быстро воплощать различные дизайнерские решения.

Быстро поклеить обои и стеклохолст также поможет применение безвоздушного окрасочного аппарата.

Покраска безвоздушным способом может проводиться и при наружной отделке. Используется при покраске стен и фасадов водоэмульсионными составами. А красками на основе растворителя и двухкомпонентными составами красят металлические крыши, заборы, ворота, собранные из металла малые архитектурные формы: беседки, козырьки, навесы, арки теплиц.

Существует большая востребованность данного метода при проведении малярных работ на промышленных объектах. Бригада из 2-3 человек легко и в короткий срок справится с окрашиванием цехов, ангаров, складских и торговых помещений.

Метод позволяет в разы ускорить отделочные работы в офисах, помещениях коммунального назначения, образовательных и медицинских учреждениях, спортивных сооружениях, предприятиях бытового обслуживания и других помещениях.

Планируя ремонтные работы, заказчики все чаще делают выбор на механизированных способах отделки, поскольку инновационные методы нанесения лакокрасочных материалов сочетают в себе качество, скорость и экономный расход дорогостоящих материалов.

Кроме вышеперечисленного, в сферу использования безвоздушного распыления входят: мебельное производство, ремонт и реставрация транспортных средств. Например, покраска судов, вагонов, кузовов автомобилей и т.д.

Устройство установки безвоздушной покраски.

Рассмотрим, как устроен механизм на примере станции безвоздушной покраски марки ASPRO. Большинство электроприводных покрасочных устройств, используемых в ремонтно-отделочных работах имеют сходную конструкцию.

  1. Шланг краскоприемный с фильтром грубой очистки.
  2. Дренажный шланг.
  3. Дренажный кран.
  4. Коллектор с фильтром тонкой очистки.
  5. Отверстие для смазки насоса.
  6. Насос.
  7. Регулятор давления.
  8. Выключатель электрический.
  9. Пистолет-распылитель.
  10. Шланг окрасочный высокого давления.
  11. Дисплей блока контроля.

Основным рабочим узлом является пистолет-распылитель. Рассмотрим его устройство.

  1. Корпус пистолета.
  2. Соплодержатель.
  3. Защитная душка.
  4. Курок.
  5. Рукоятка с фильтром внутри.
  6. Поворотное соединение с окрасочным шлангом.
  7. Предохранитель курка.

В комплект поставки может входить удлинитель (удочка), клиншот, набор сопел и фильтров, ЗИП. Если такая комплектация не предусмотрена, о ней нужно позаботиться самостоятельно.

 

 

Выбор агрегата безвоздушной покраски.

На современном строительном рынке широко представлено оборудование для безвоздушной покраски. Устройства различаются по типу привода, мощности, цене и другим важным параметрам. Прежде чем сделать дорогостоящую покупку, начинающему мастеру следует четко знать для каких целей и в каких условиях будет применяться это устройство.

Как выбрать мощность аппарата?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо определиться для каких целей он приобретается. Если вам нужен аппарат только для малярных работ, то подойдет агрегат с производительностью от 1,8 л/мин. Если вы планируете не только красить, но и работать с составами средней вязкости такими как спецгрунты и клеи, то стоит делать выбор среди аппаратов мощностью 2,5-3,1 л/мин., для работы с материалами высокой вязкости, например, со шпаклевкой, мощность должна быть не ниже 3 л/мин.

Какой бренд лучше?

По мнению специалистов, к самым качественным агрегатам безвоздушной покраски, относятся такие торговые марки как: Groco, Wagner, Titan. Эти производители выпускают целую линейку покрасочных устройств с различными характеристиками. За любой из них придётся выложить немалые деньги.

В среднем ценовом сегменте находятся бренды ASPRO, Dino Power, Astech, HYVST. Они стоят дешевле, имеют неплохие характеристики и хорошо себя зарекомендовали. Приобретая такой агрегат, вы не будете переплачивать за раскрученный бренд.

Wagner.
Wagner.
Graco.
Graco.
Titan.
Titan.
ASPRO.
ASPRO.

На что обращать внимание при покупке аппарата?

Если вы твердо решились на покупку покрасочного аппарата, то обратите внимание на наличие в его конструкции компенсационной колбы. Это узел в виде цилиндра в котором находится дополнительный фильтр, к нему же подключается шланг подачи материала. Он служит для стабилизации давления в системе. Так при работе с жидкими и слабовязкими составами типа грунткраски часто наблюдается пульсация факела. То есть, в какие-то моменты изменяется напор материала на выходе. Происходит пульсация, приводящая к неравномерному окрашиванию. После выброса определенного количества краски давление в системе падает и поршень в агрегате делает как бы подкачку, пока не достигнет заданного параметра. При наличии компенсационной колбы в системе создается резервное давление, сглаживающее такие перепады. В результате чего подача материала идет равномерно.

Наличие электронного табло поможет новичку четко соблюдать параметры подачи материала, но отразится на цене агрегата. Приобретенный опыт в некоторой степени может компенсировать отсутствие этого устройства. Специалист способен в ручном режиме контролировать весь процесс.

Покупая дорогостоящий аппарат, желательно приобрести стабилизатор напряжения на случай перебоев в электросети. Это уменьшит риск выхода из строя дорогих электроплат.

 

Где покупать?

Качественный аппарат БВР стоит немалых денег и при его покупке необходимо обратить внимание на следующее.

  1. Предоставление гарантии и сервисное обслуживание.
  2. Наличие запчастей и расходных материалов к выбранному агрегату.

Приобретать устройство желательно в специализированных магазинах, обеспечивающих гарантийное и сервисное обслуживание.

Советы мастеру по выбору покрасочного агрегата.

Если вы занимаетесь исключительно покраской по готовой поверхности, выбирайте аппарат подороже и понадёжнее. Качество, гарантия, сервис – для вас будут на первом месте.

Если вы самостоятельно выполняете черновую отделку, готовите основание и красите, время использования аппарата будет значительно меньшим. Поэтому есть смысл обратить внимание на среднюю ценовую категорию: Impact, Astech, Gutubao.

Мастерам универсалам, делающим ремонт под ключ, у которых аппарат большую часть времени будет простаивать без работы, можно посоветовать нижний ценовой сегмент.

Выбор комплектующих.

Решив перейти к механизированному способу ведения малярных работ и купив подходящий агрегат, стоит задуматься об инструменте и расходниках для безвоздушной покраски. Ведь от их качества будет зависеть конечный результат ваших трудов.

Выбор сопел.

Что касается сопел, то в любом случае есть смысл сразу приобретать профессиональные (например, от фирмы Graco или Wagner). Хорошо откраситься китайскими соплами вам вряд ли удастся. В большинстве случаев они сделаны таким образом, что факел имеет четкие границы и при перекрытии образуются участки с переливом, окраска получается в виде зебры.

Выбор пистолета и принадлежностей к нему.

На каком аппарате вы бы не остановили свой выбор, особое внимание уделите распыляющему устройству и всему, что с ним связано. Даже дешевый агрегат стоит переоснастить и прибрести к нему качественный пистолет, набор сопел, соплодержатель и фильтры от проверенных производителей. Наилучшей считается комплектация от фирмы Graco.

Клиншот.

Клиншот нужен для того, чтобы избежать «плевка» краски при работе с удочкой (удлинителем). При отпускании курка, в удлинителе остается какое-то количество неиспользованной краски, на которую давление, создаваемое системой, уже не действует. По сути дела, это жидкая пробка. При повторном нажатии на спуск, порция краски выталкивается наружу, а так, как ее давление равно атмосферному, то дробление ее на микрочастицы не происходит. Краска выбрасывается в жидком состоянии в виде короткой струи. Такой выброс маляры называют «плевком». Далее выходит краска под давлением и формируется нормальный факел. Чтобы избежать такого выброса, на удочку ставят клиншот. Он синхронизирует нажатие на курок и закрытие сопла. Давление в удлинителе остается такое же, как и во всей системе и при повторном нажатии «плевок» не происходит.

ЗИП и средств ухода.

Вам обязательно понадобятся щеточки, ершики и другая мелочь для периодического обслуживания аппарата. Подойдет жесткая зубная щетка. Используйте чистящее средство от Тикуриллы. Достаточно погрузить в это средство загрязненные детали, и через 5-10 минут они легко и без особых усилий отмоются. В ЗИПе должны быть один-два электропредохранителя.

 

 

Средства защиты.

Маска и защитные очки должны быть обязательно. Желательно иметь специализированный защитный костюм и перчатки. Приобретайте только качественные средства защиты, здоровье – дороже.

При покраске потолка очень удобно работать в кепке с козырьком или бейсболке, так опыл меньше попадает на защитные очки.

Освещение.

Обязательно нужен хороший светильник. Работать следует так, чтобы была возможность контролировать мокрый слой краски, или, как говорят мастера, «мокрое пятно». При хорошем боковом освещении лучше видны все дефекты и не прокрашенные места.

Какие бывают сопла.

Сопло, или дюза, одна из самых важных деталей в агрегате безвоздушной покраски. Большинство производителей маркируют сопла определенным цветом в зависимости от свойств распыляемого материала и требований к качеству покрытия. Например, у производителя Graco сопла бывают зеленого, синего, коричневого и желтого цветов.

Синее сопло предназначено для безвоздушного распыления лакокрасочных материалов, при ведении наружных и внутренних отделочных работ на жилых и промышленных объектах. Качество получаемого покрытия среднее, возможна мелкая шагрень и избыточный расход материала. Применяются, когда требуется высокая производительность.

Зеленое сопло предназначено для премиальной финишной отделки. Используется для интерьерного окрашивания стен и потолков. Качество покрытия способно удовлетворить даже самого требовательного заказчика.

Коричневое сопло для работы с вязкими материалами такими как шпаклевка, мастика, эпоксидные и огнезащитные материалы.

Желтое сопло используется для нанесения дорожной разметки и наружных работ.

Типы сопел от Graco.
Типы сопел от Graco.

Наибольшей популярностью у мастеров отделочников, занимающихся высококачественной интерьерной покраской, пользуются сопла марок Graco и Wagner. Даже если приобретен агрегат другой фирмы, рекомендуется обзавестись пистолетом, от вышеупомянутых производителей. Следует учесть, что сопла Graco и Wagner разработаны под оригинальный соплодержатель и вместе с ним подойдут к большинству покрасочных пистолетов российского и импортного производства.

Китайские сопла дают одинаковое количество краски на всех участках факела. Перехлест им не нужен. Они могут использоваться в местах, где качество окрашивания не важно, главное скорость. Например, ими можно покрасить стены в цеху, подсобное помещение, склад, гараж, ангар, причем как внутри, так и снаружи.

 

Рассмотрим наиболее распространенные сопла производителя Graco для работы со слабовязкими материалами при пониженном давлении. Такие сопла маркируются зеленым цветом. Они бывают двух видов LP (Low Pressure) и FFLP (Fine Finish Low Pressure). Предназначены для работы на низком давлении. Форму следа от каждого них можно увидеть, если поднести пистолет перпендикулярно к окрашиваемой поверхности на расстояние примерно 25-30 см, резко нажать и отпустить спусковой рычаг.

От сопла LP останется след в виде правильного вытянутого эллипса, а от сопла FFLP след можно условно разбить на три, примерно равные, части. В центре след будет максимально широкий, затем его ширина резко уменьшится и к периферии практически сойдет на нет. След от такого сопла напоминает контур летающей тарелки. Это говорит о том, что в центральной части факела поток краски, а, следовательно, и интенсивность окрашивания будет максимальной. На крайних, более узких частях следа, слой краски будет уменьшаться в направлении от центра к периферии.

Грубо определить ширину полосы от того или иного сопла можно следующим образом. Например, возьмем сопло марки 514. Первая цифра – 5, обозначает величину угла в десятках градусов, следующие две – 14, определяют диаметр отверстия в тысячных долях дюйма. Приводим дюймы в миллиметры (0,001 дюйма равна 0,025 мм). Для сопла 514 получаем диаметр отверстия 0,36 мм. Поток краски раскрывается в секторе 50°. Если учесть, что распыление происходит на расстоянии 30 см от окрашиваемой поверхности, то первую цифру умножаем на 5. То есть ширина полосы при данных условиях составит 25 см.

Что обозначает маркировка на сопле Graco?
Что обозначает маркировка на сопле Graco?

Соотношение номера сопла с углом распыления и шириной полосы прокрашивания приведены в таблице.

Первая цифра в маркировке сопла Угол распыления в градусах Ширина полосы распыления в сантиметрах
1 10 5
2 20 10
3 30 15
4 40 20
5 50 25
6 50 30
7 70 35
8 80 40
9 90 45

Подготовка аппарата к работе.

Чтобы покраска безвоздушным окрасочным аппаратом прошла на высоком техническом уровне нужно правильно подготовить его к работе. Процесс не сложный и четкое соблюдение всех манипуляций в определенной последовательности позволит избежать проблем с нанесением рабочего состава и не допустить поломки дорогостоящего механизма.

  1. Смазываем поршень, а если агрегат имеет систему автоматической смазки, то перед началом работы заливаем масло до указанного уровня.
  2. Подсоединяем краскоприемный шланг.
  3. Подсоединяем дренажный шланг.
  4. Подсоединяем шланг высокого давления для подачи материала.
  5. Подключаем пистолет без соплодержателя.
  6. Подключаем аппарат к сети.
  7. В емкость с рабочим составом погружаем краскоприемный и дренажный шланги.
  8. Дренажный кран переключаем в положение заливки (флажок направлен вниз).
  9. Начинаем прокачку при низком давлении. Из системы должен выйти весь воздух. Рабочий материал без воздушных пузырьков, выходящай из дренажного шланга будет свидетельствовать о том, что система заполнена полностью. Насос можно отключить.
  10. Дренажный кран переключаем в положение подачи материала. Снова включаем насос на низком давлении. Нажимаем на курок и ждем пока шланг не заполнится. Рабочий материал должен выходить без воздушных пузырьков.
  11. Подсоединяем соплодержатель с нужным соплом. Проверяем наличие фильтра в ручке пистолета. Он должен соответствовать типу используемого материала. Аппарат готов к работе.
  12. Проводим тестирование на куске гипсокартона, пленки, или бумаги. Рекомендуется начинать с минимального давления и постепенно его увеличивать до достижения нужного результата в распылении рабочего материала.
  13. Приступаем к работе.

Если устройство запускается впервые, необходимо сделать промывку уайтспиритом, чтобы удалить из системы все смазочные материалы, используемые для консервации агрегата. Длительность операции 5 минут. После этого выгоняем растворитель и промываем систему двумя вёдрами чистой воды.

 

 

Подготовка основания.

Качество малярных работ, а значит и долговечность лакокрасочного покрытия напрямую зависит от степени подготовки поверхности к отделочным работам.

При любом окрашивании должны соблюдаться базовые правила подготовки.

  1. Поверхность должна быть сухой.
  2. Очищена от пыли и грязи, брызг штукатурного и шпаклевочного состава, остатков обоев.
  3. Удалены масляные пятна.
  4. Поверхность должна быть прочной и не отслаиваться.
  5. Все трещины необходимо заделать.

Когда вышеперечисленные требования соблюдены, поверхность грунтуется грунтовкой глубокого проникновения. После высыхания можно наносить недорогую краску безвоздушным способом. Такая подготовка возможна на объектах, где требования к качеству финишной отделки невысоки. Например, в подсобных и нежилых помещениях, в промышленных цехах и ангарах.

Для интерьерных отделочных работ разработаны международные стандарты, имеющие 4 уровня качества подготовки основания. Современные требования для внутренней отделки дома, или квартиры предполагают качество поверхности под покраску не ниже уровня Q3. На такую поверхность можно наносить матовое покрытие. Если требуется нанесение глянцевой краски или лака, то качество поверхности должно быть максимально высоким – Q4. Идеально ровная поверхность нужна и в том случае, если на объект падает боковое освещение, и будет видна любая неровность.

Следующим этапом подготовки поверхности к окрашиванию является грунтование. Это может быть грунт глубокого проникновения или грунт-краска. Если в их составе нет абразивных материалов, их можно наносить безвоздушным краскопультом. Грунтование выполняет следующие функции.

  1. Уменьшает впитываемость поверхностного слоя.
  2. Создает более однородную поверхность.
  3. Улучшает адгезию.
  4. Выравнивает цвет основания (для грунт-краски).
  5. Дает возможность обнаружить и заблаговременно устранить мелкие дефекты.

Спецгрунты, выравнивающие впитывающие свойства основания и обладающие высокой укрывистостью, наносятся на цементную или гипсовую штукатурку, гипсокартон, стеклохолст.

 

Рекомендации к нанесению и работе с установкой безвоздушной покраски.

Для создания качественного финишного покрытия при покраске стен и потолков безвоздушным аппаратом следует обратить особое внимание на качество используемого материала и инструмента, способ нанесения ЛКМ, освещение рабочего места. Рассмотрим наиболее важные позиции.

  1. Используемый инструмент.
  2. Тестирование незнакомого материала.
  3. Место с которого начинается покраска.
  4. Методика нанесения.
  5. Состояние краски.
  6. Освещение.

Используемый инструмент.

При проведении интерьерных малярных работ не следует экономить на качестве инструмента, отвечающего за процесс распыления. Лучшим считается соплодержатель и набор сопел от фирмы Graco. Даже при использовании покрасочных агрегатов других марок, рекомендуется приобрести пистолет и соплодержатель от этого производителя.

Тестирование.

Подготовив агрегат к работе и проверив надежность всех соединений на шланге высокого давления, рекомендуется провести тестирование. Этот шаг особенно важен при использовании незнакомых материалов, так как поможет подобрать тип сопла и рабочее давление в системе для оптимального раскрытия факела.

Тестируем на стену. Резко нажимаем и отпускаем курок на пистолете. Обращаем внимание на форму пятна, оставленного краскопультом. Распределение материала должно соответствовать типу сопла. Чем меньше размер сопла, тем меньше давление в системе.

Далее проводим несколько полос и проверяем как ложится краска, нет ли пропусков или подтеков. При необходимости регулируем давление. Для сопел типа FFLP давление выставляется меньшее чем для LP.

Незнакомую краску рекомендуется тестировать с меньшего сопла (вторая и третья цифры в маркировке) и давления в системе 70-80 бар. Последовательно переходя на сопло большего размера и регулируя давление подбираем оптимальное сочетание, при котором хорошо раскрывается факел и создается равномерное покрытие.

Добившись необходимого результата, запоминаем размер сопла, рабочее давление в системе и степень разбавления материала. Эти параметры можно использовать для окрашивания всего объекта.

Способы нанесения.

Правильно подобранны инструмент и параметры окрашивания — далеко не все, что требуется для качественной работы. Особое внимание необходимо уделить правильной технике распыления. Она не сложная и состоит из нескольких пунктов.

  1. В рабочем положении окрасочный пистолет должен находиться перпендикулярно к рабочей поверхности.
  2. Расстояние от сопла до обрабатываемой поверхности 25-30 см.
  3. Все движения выполняются с одинаковой скоростью.
  4. Нажимать на спуск нужно резко, чтобы не было плевка краски. Заканчивать проводку также нужно резким отпусканием спускового крючка.

Методика нанесения лакокрасочного материала для различных типов сопел имеет свои особенности. Это связано с распределением материала внутри факела.

При покраске соплами FFLP полосу краски можно разделить на три примерно равные части. На средней части слой краски будет немного больше чем по краям. Чтобы создать равномерный слой покрытия на всей поверхности, необходимо делать проходы внахлест со смещением на 1/3 ширины полосы. То есть, тонкий слой последующего прохода должен ложиться на толстый слой предыдущего. Только при таком способе нанесения слой краски будет равномерным.

 

 

Для сопла LP характерно более равномерное распределение материала в факеле и след, образуемый от него, напоминает эллипс. Для этого типа сопел необходимо делать смещение на1/2 ширины полосы.

Существует два основных способа нанесения. Одни мастера являются сторонниками окрашивания стены, с проходом от одного угла к другому, последовательно нанося краску снизу-вверх, или сверху-вниз. Другие наносят краску полосами. Стоя на одном месте делают проходы на длину руки. Закончив с одной полосой, приступают к следующей, делая перекрытие 30-40 см. Существует и вертикальный способ нанесения, когда начинают вести полосу от пола к потолку и обратно, двигаясь вдоль стены. Каждый из этих способов имеет право на существование. Главное конечный результат. Постепенно, накопив опыт, вы сможете сами выбирать способ нанесения в зависимости от конкретных условий.

Если длина стены слишком велика, то бегать из угла в угол не очень удобно. Наносить краску лучше широкими вертикальными полосами. За один проход прокрашивать на захват руки, сильно не тянутся и не переступать. Делать плавный сброс в сторону, смещаться вниз на треть, перекрывая предыдущий ряд на две трети. Этим мы создадим расплывчатую границу покраски. При проходе следующей вертикальной полосы, делаем перекрытие предыдущей примерно на 30 см, затем сброс в сторону. Этот метод нанесения позволит сделать незаметными переходы между отдельными участками.

Поворотом соплодержателя вокруг своей оси можно сделать факел вертикально или горизонтально ориентированным. Так, при работе в горизонтальной плоскости, делая проходы от угла к углу, факел должен раскрываться в вертикальной плоскости, а при окрашивании от пола к потолку – в горизонтальной.

Если требуется выполнить безвоздушную покраску потолка и стен, то опытные мастера рекомендуют начинать со стен. Стеновая краска наносится с небольшим заходом на потолок. После ее высыхания ставится защита на углы, прилегающие к потолку и верхнюю часть стены, и только после этого открашивается потолок. При этом потолочная краска отлично перекроет те места, куда попала стеновая.

Красить потолок лучше двигаясь назад, чтобы вся обработанная поверхность была в поле зрения, так легче заметить мелкие дефекты и пропуски и быстро их устранить.

Нанесение краски в два слоя повысит эксплуатационные свойства окрашенной поверхности. Она будет более устойчива к истиранию. Первый слой частично впитается в грунт-краску и скорее всего не даст, заявленного производителем эффекта. Второй – гарантировано создаст качественную поверхность.

С какого места начинать покраску?

У начинающих мастеров часто возникает вопрос с какого места начинать покраску стен безвоздушным краскопультом? На первый взгляд вопрос выглядит странно. С какого бы угла вы не начали наносить краску, обогнув помещение по периметру, обязательно вернетесь в исходную точку и всё будет выкрашено. Рассмотрим, что же происходит на самом деле.

При работе с распылителем, в воздухе всегда находятся микрочастицы краски. Это так называемый «опыл». Если краска только что нанесена, то он не страшен, так как поглощается жидкой средой, но, если обработанная поверхность начала подсыхать и на ней стала образовываться корочка, опыл становится проблемой. Он липнет к такой поверхности и после полного высыхания она становится шершавой подобно наждачке.

 

Допустим, вы начали работу в какой-то комнате от угла. Покрасив по кругу все стены, вы доберетесь до уже окрашенной поверхности. Краска на ней уже немного подсохнет, а новое распыление приведет к прилипанию на ее поверхности разрозненных дисперсных частиц. Поэтому выбирать угол, как начальную точку не всегда оправдано.

Производя первоначальный осмотр, поинтересуйтесь у заказчика о будущем расположении мебели и предметов интерьера, и если какой-то угол, или часть стены будет закрыта для обзора, то начинайте красить с этого места. Если такого места нет, то максимально незаметным «опыл» будет над дверным и оконным проемом, или месте, на которое не падает боковое освещение.

Освещение.

При любых малярных работах важно правильно организовать освещение объекта. Это условие особенно актуально при безвоздушном распылении.

Источник освещения рекомендуется располагать ближе к потолку, на некотором удалении от места нанесения краски, свет от него направить в вашу сторону. Двигаясь от источника света, можно легко контролировать процесс отделки. Неоднородный блик от мокрого пятна краски всегда укажет на пропуск, даже если покраска ведется тем же цветом, что и был до этого. Завершив окрашивание некоторой площади, например, стены, посмотрите на нее при направленном освещении. Обнаруженные недостатки легче устранить пока краска не подсохла. Рекомендуемая мощность источника света от 50 Вт и выше. Идеальным выбором будет светильник малярный LOSSEW.

Если работаете с прожектором, не стоит его ставить совсем близко к обрабатываемому участку. Глаза быстро устанут от сильного блика.

Обслуживание агрегата после окончания работы.

После завершения работы аппарат обязательно промывается. Для этого нужно выполнить следующее.

  1. Сбросить давление в системе, выставив регулятор на ноль, а флажок дренажного крана переключить в режим обратной промывки. Давление в системе сравняется с атмосферным.
  2. В чистой воде промыть фильтр и наконечник краскоприемного шланга.
  3. Краскоприемный шланг погрузить в емкость с чистой водой, а дренажный поместить над емкостью с краской.
  4. Выставить регулятор давления на минимальный показатель и включить агрегат. Проследить пока из системы не выйдет не израсходованная краска.
  5. Как только пойдет краска с водой, поместить дренажный шланг над пустой емкостью и на низком давлении промыть систему. Чистая вода, выходящая из шланга, будет свидетельствовать, что процесс завершен. Регулятор давления выставить на ноль.
  6. Отсоединить соплодержатель от пистолета, нажать и зафиксировать курок. Пистолет поместить над емкостью с краской. Включить насос на минимальном давлении в режиме подачи материала и подождать пока неиспользованный материал выйдет.
  7. Поместить пистолет над пустой тарой и прогнать через шланг воду. Когда на выходе вода будет чистой, можно сбросить давление в системе и выключить агрегат.
  8. Подсоединить соплодержатель, выставить сопло в режим промывки и промыть его чистой водой.
  9. Извлечь фильтр из ручки пистолета и тщательно его промыть с помощью щетки.
  10. Очистить от краски пистолет и соплодержатель.

Для содержания инструмента в чистоте рекомендуется использовать щелочное очищающее средство Tikkurila Maalipesu. Следует наполнить им емкость и погрузить туда фильтр, сопло, соплодержатель и пистолет. Доставать перед использованием. При таком уходе инструмент всегда будет чистым и готовым к работе.

 

 

Безвоздушная покраска внешних стен и фасадов.

Безвоздушный способ покраски подходит для наружной финишной отделки фасада, стен, цоколя, крыши, забора и других архитектурных элементов.

Данный способ незаменим при покраске фактурных поверхностей таких как «короед», «барашек», «шуба». Покраска всех неровностей валиком займет много времени, а качество отделки будет низким. Использование пневматического краскопульта приведет к перерасходу материала, так как при распылении часть краски будет находиться в состоянии аэрозоля, и даже при слабом ветре он не будет достигать обрабатываемой поверхности.

С помощью безвоздушного караскопульта можно быстро справиться с отделкой практически любого основания: каменного, кирпичного, бетонного, деревянного, металлического.

Наружные малярные работы можно производить при плюсовой температуре, малом ветре и отсутствии осадков. Основные правила наружных работ, с использованием системы безвоздушной покраски, такие же, как и при работе внутри помещения.

Наружное окрашивание выполняется специальными фасадными красками, стойкими к ультрафиолету, атмосферным осадкам и перепадам температуры. Для окрашивания стен разработаны специальные составы на основе акрила, акрилата, силикона, латекса. Металлические поверхности можно покрывать красками на алкидных растворителях.

Какой расход краски при БВР?

Планируя ремонтные малярные работы, важно знать какой ожидается расход краски при безвоздушной покраске.

Опыт показывает, что в среднем на качественное интерьерное открашивание в два слоя потребуется не менее 250 мл/м2 при условии, что поверхность была тщательно загрунтована. Основные производители лакокрасочных материалов заявляют расход 120-140 мл/м2 для одного слоя.

 

На расход краски влияет размер сопла и давление в системе, а также скорость движения источника распыления вдоль обрабатываемой поверхности. Поэтому у разных мастеров расход материала может немного отличаться. Это становится заметно при отработке больших площадей.

Кроме этого, при подготовке агрегата к работе, потребуется, примерно,1 л краски, чтобы заполнить систему и шланг подачи материала длиной до 15 м. По окончании работы, в системе также останется не использованным не менее 0,5 л рабочего материала.

Зная площадь обрабатываемой поверхности, а также технологические издержки, вы можете предварительно рассчитать необходимое количество краски для ремонта.

Материалы.

Большинство агрегатов безвоздушной покраски рассчитано на использование водоэмульсионных и алкидных красок и грунт-красок, грунтовок глубокого проникновения, клея для поклейки обоев и стеклохолста.

При интерьерной покраске наибольшей популярностью пользуются водоэмульсионные краски на основе связующих полимерных добавок.

Краски для БВР бывают:

  1. Акриловые.
  2. Акрилатные,
  3. Латексные.
  4. Силикатные.

Все они близки по влагостойкости. Отличия идут на химическом уровне.

Самый прочный материал акрилатный. Он более тягучий, и напоминает резину. Акриловая чуть похуже, но зато дешевле. Латексная отличается повышенной влагостойкостью и подойдет для кухни и ванной комнаты. Силикатная подойдет для наружных работ.

Из производителей красок премиального качества, рекомендуемых к нанесению методом БВР можно отметить такие бренды:

  • Caparol,
  • Tikkurila,
  • Profitec,
  • Emerald,
  • Dulux,
  • Oikos.
Tikkurila.
Краска для потолка Tikkurila.
Caparol CapaSilan для покраски стен.
Caparol CapaSilan для покраски стен.
Водоэмульсионная краска Betek Betakril.
Водоэмульсионная краска Betek Betakril.
Фасадная грунтовка Brava под акриловую краску.
Фасадная грунтовка Brava под акриловую краску.

Как разводить краску?

Большинство красок перед использованием рекомендуется разводить водой. На оригинальной упаковке производитель всегда указывает какое количество воды можно добавить. Этот показатель находится в пределах от 4 до 20%, иногда выше, например, для некоторых итальянских красок. Разбавленная краска становится менее вязкой, она лучше растекается, увеличивается время ее высыхания. Даже если на таре не указана степень разведения, в нее смело можно добавить до 10 % воды. От этого ее заявленные качества существенно не изменятся.

Для разведения используйте миксер со специальным венчиком, исключающим разбрызгивание и насыщение материала воздушными пузырьками.

 

 

Можно ли самому сделать покраску безвоздушным способом?

Если вы сами решите сделать ремонт в своем жилище и покрасить стены и потолки безвоздушным способом, можете взять агрегат в аренду. Так как сама покраска займет не так много времени, как подготовка основания и укрывные работы, то сначала выполните все этапы подготовки, и только после этого идите за устройством. В таком случае вы сможете сэкономить на аренде.

Однако, проводить интерьерные малярные работы с использованием безвоздушного распыления без опыта работ вряд ли стоит. Велика вероятность сделать некачественную покраску и впустую израсходовать материалы. К тому же перекраска и исправление ваших ошибок обойдется дороже, чем изначальная работа специалиста.

Использование арендованного агрегата оправдано в местах, где не требуется высокое качество покрытия. Это может быть покраска деревянного дома, забора, гаража, подсобного помещения и т.д. В остальных случаях лучше воспользоваться услугами профессионалов.

Приобретать дорогостоящее оборудование для личного пользования не имеет смысла, если ваша деятельность не связана с ремонтно-строительными работами.

Ошибки при работе с аппаратом безвоздушной покраски.

На первый взгляд работа с краскопультом не очень сложна, но качество финишной отделки аппаратом безвоздушной покраски зависит от многих факторов. Важен каждый нюанс и любое отклонение способно отрицательно повлиять на конечный результат.

На качество покраски влияют:

  1. Вид сопла.
  2. Давление в системе подачи краски.
  3. Свойства краски.
  4. Степень разбавления краски.
  5. Расстояние от пистолета до объекта.
  6. Скорость проводки.
  7. Величина перекрытия полос.
  8. Влажность и температура окружающей среды.
  9. Свойства основания и качество его подготовки.

Разберем наиболее распространенные ошибки, возникающие при работе с безвоздушным краскопультом.

 

Образование полос при несоблюдении расстояния от сопла до поверхности.

Полосы, зебра, тигры, забор – одним словом косяк, создающий мастеру проблемы. Как этого избежать?

Образование полос может быть связано с несоблюдением технологии нанесения. При выходе из сопла начинает формироваться факел, это примерно от 0 до 15 см. На этом участке концентрация материала и давление высоки. Далее, на расстоянии, примерно, 15-20 см, давление начинает падать, но концентрация материала в потоке все еще высока. Перепад давления внутри потока и в окружающей среде также высок. Частички краски стремятся из зоны высокого давления в центре факела проникнуть на периферию. Воздушная дисперсия еще не сформирована. Если протестировать нанесение краски на таком расстоянии, то можно заметить, резкие границы полосы прокрашивания. Слой краски будет толстым и при последующем перекрытии нижележащего слоя, общая толщина краски будет неравномерной. Это и будет причиной возникновения полос, связанной с малым расстоянием от сопла до объекта.

На расстоянии 30-35 см находится зона оптимального прокрашивания. Давление на этом участке падает настолько, что микрочастицы краски в потоке равномерно распределяются в основной части факела, а по краям прокрашивание будет более слабым. По краям образуется градиентная зона перехода без четких границ. При перехлесте в половину или в две трети (в зависимости от используемого сопла), можно добиться равномерного цвета без полос.

На большем расстоянии (40-45 см и более) в коасящем потоке начинают происходить завихрения. Образуется так называемый «опыл», когда частицы краски успевают подсохнуть раньше, чем достигнут поверхности. Прилипая на подсохший слой, он может создавать полосы и шероховатости.

Полосы, связанные с неправильным наложением слоев.

Вспомним, что для покраски используются два основных типа сопел. Это LP и FFLP. Они генерируют различный по форме факел, при работе с которым необходимо соблюдать правила наложения слоев. След от первого имеет форму элипса с размытыми краями, второй в центральной части имеет расширение и напоминает летающую тарелку.

 

 

Чтобы при работе с соплом типа FFLP, окрашивание поверхности происходило равномерно необходимо каждую последующую полосу краски наносить с перекрытием в 2/3 предыдущей. Тогда наиболее широкие части факела будут находиться впритык друг к другу, а узкие делать переход сглаженным и незаметным. Если этого не соблюдать, и делать перекрытие меньшим или большим, то после высыхания увидим полосы.

При работе LP соплом для равномерного окрашивания необходимо делать перекрытие в ½ полосы. Если делать перекрытие в 2/3, как при работе с вышеописанным соплом, или меньшим чем в половину, то окрашивание так же будет неравномерным, более толстые слои краски будут чередоваться с более тонкими. Переизбыток краски на определенных участках при высыхании проявится в виде полос.

Причина появления полос - видео
Причина появления полос.
Полосы и леопардовость после покраски - видео
Полосы и леопардовость после покраски.

Неправильный подбор сопла.

Часто допускаемая ошибка связана с несоответствием давления в системе и размера отверстия в сопле. Так при малом отверстии и высоком давлении возможны завихрения в факеле, краска может пузыриться, а при высыхании цвет поверхности будет неравномерный.

При низком давлении и большом размере отверстия дюзы слой наносимой краски будет иметь разную толщину. Это приведет к неравномерному прокрашиванию.

Размер, используемой форсунки, напрямую связан с давление в системе. Чем она больше, тем большим должно быть давление, и наоборот. Соблюдение этих правил позволит равномерно распределить лакокрасочный материал по обрабатываемой поверхности.

При слишком большом давлении в системе, и большом размере отверстия в сопле произойдет так называемый «перелив». Слой краски будет настолько толстый, что скорее всего потечет.

Несоответствие отверстия дюзы и давления приведет не только к некачественному прокрашиванию, но и существенно сократит срок службы сопла.

Перед началом работы внимательно изучите рекомендации производителя краски. В инструкции часто указываются оптимальные параметры для ведения работ.

 

Причины возникновения пятнистости.

Пятнистость, или леопардовость возникает, если красить с большого расстояния или делать проводку слишком быстро. В таких случаях в потоке аэрозоля возникают завихрения, и краска ложится на поверхность неравномерно.

Пятна могут проявиться после высыхания, если проводка велась на большом (свыше 40 см) расстоянии от окрашиваемой поверхности. Микрочастички краски начнут подсыхать и образовывать опыл. Этот дефект хорошо заметен при боковом освещении.

Окрашивание неоднородных поверхностей.

При работе на больших объектах всегда присутствуют небольшие участки, на которые следует обращать особое внимание. Это могут быть плинтуса, молдинги, галтели, лепнина, всевозможные ниши, карнизы и другие детали отделки. Как правило, детали декора по своим впитывающим свойствам отличается от основной поверхности, и нанесение на них такого же количества краски, что и на основную обрабатываемую поверхность часто приводит к образованию потеков. Как это бывает?

Обычно, при окрашивании больших площадей, подбирают сопло с широким раскрытием факела. Это намного ускоряет рабочий процесс, так как за один проход можно покрасить более широкую полосу.

Ошибка заключается в том, что многие неопытные мастера, при окрашивании каких-то деталей, имеющих небольшую ширину и большую длину чтобы сузить сектор распыления краски, просто переставляют сопло (например, 514 меняют на 214), не меняя остальных параметров. Что при этом происходит? При более узком факеле с соплом 214 происходит выброс того же количества краски, что и с соплом 510. То есть, для окрашивания полосы 10 см тратится столько же лакокрасочного материала, что и для полосы 25 см. Это приводит к тому, что финишный слой на участках стены вблизи декора будет толще, а значит велика вероятность подтекания.

Узкие элементы нужно прокрашивать отдельно, последовательно экранируя декор и прилегающую к нему поверхность. Или для прохождения узких мест следует выбирать сопло не только дающее более узкий факел, но и имеющие более узкое отверстие. Например, вместо 214 сопла лучше взять 212. Если такого сопла нет в наличии, то следует увеличить скорость проводки, но это требует соответствующей квалификации мастера.

Работа с удлинителем.

Как правильно красить, чтобы не накосячить, работая с «удочкой»? Допустим, нужно покрасить широкую стену и наносить краску, бегая из одного края в другой не очень приятное занятие. В таких случаях мастер стоит на месте и наносит краску короткими полосами на небольшом по ширине участке. Чтобы краска легла равномерно и не было видно «зебры», в конце каждого прохода следует не сразу отпускать курок, а делать небольшое движение кистью в сторону. Доведя такое движение до автоматизма, мастер при переходе на работу с использованием «удочки» продолжает совершать все те же движения кистью, но радиус выброса краски при этом значительно увеличивается. Это приводит к нескольким проблемам.

  1. Увеличивается расстояния от сопла до окрашиваемой поверхности в крайних точках движения.
  2. Увеличивается скорость движения самого сопла, или как говорят, скорость проводки.

Если этого не учитывать, обязательно возникнут проблемы с качеством покраски. Появятся полосы, пятна и т.д. При работе с удлинителем необходимо скорректировать свои движения. Уменьшить угол поворота сопла и немного замедлить движение кистью.

При работе с удлинителем начинающие мастера допускают следующую ошибку. После окончания проводки в трубке удлинителя остается некоторое количество краски, и она уже не находится под давлением. При повторном нажатии на спуск эта краска играет роль пробки. Она не преобразуется в аэрозоль, а вылетает в виде плевка, оставляя на стене характерный след. Проблема имеет два выхода. Наиболее простой – установка клиншота, Второй – каждую проводку начинать таким образом, чтобы сопло было направлено в сторону от обрабатываемой поверхности и первый выброс краски не мог на нее попасть.

 

 

Смена сопла.

К некачественной покраске может привести банальная смена сопла на той же краске, если при этом не скорректировать скорость проводки.

Привыкнув к работе с соплом, имеющим определенный диаметр отверстия, в какой-то момент вы решитесь перейти на другой, существенно отличающийся от привычного, и с этим могут возникнуть вот какие проблемы. Долгое время делая проводку с одинаковой скоростью, вырабатывается, так называемая мышечная память. Поменяв диаметр сопла, и оставив прежней скорость проводки легко допустить брак в работе.

Если переход был на сопло с меньшим диаметром отверстия, то при прежней скорости проводки и расстоянии до обрабатываемой поверхности, вы, скорее всего, получите завихрения факела. Итогом будет неоднородность прокрашивания в виде пятен, хорошо заметных при боковом освещении.

Если переход был в сторону увеличения выходного диаметра сопла, то при проводке с прежней скоростью и на прежнем расстоянии, на поверхность попадет большее количество краски. Это может привести к переливу и подтеканию.

Накопление опыта – важный фактор качества малярных работ. При смене привычных условий работы всегда тестируйте инструмент и материал на скорость проводки, расстояние и рабочее давление.

5 ошибок при безвоздушной покраске.

Свойства лакокрасочных материалов.

Вязкость краски – одно из основных ее свойств. Чем она меньше, тем меньший диаметр сопла и меньшее давление в системе можно использовать. Это существенно уменьшит расход краски без потери качества получаемой поверхности. Переходя на материалы с большей вязкостью, следует увеличить давление и использовать сопла большего размера. Если давления будет недостаточно, или диаметр окажется меньшим, чем нужно, то поток краски будет слабым. Соответственно снизится и качество окрашенной поверхности.

При работе с тонкослойными красками очень важна толщина слоя. Если его увеличить, то краска может потечь. А если наносить на слабовпитывающее основание и при этом влажность в помещении будет низкой, может произойти неравномерное высыхание слоя. То есть, на поверхности быстро образуется тонкий подсохший слой, а внутри краска останется жидкой и при последующем высыхании и уменьшении ее объема она порвет эту пленку. Получится эффект кракелюра.

Некоторые краски разработаны только под механическое нанесение. При работе валиком могут возникнуть осложнения. Например, краска станет пузыриться.

 

Низкое качество используемого материала.

Работая с неизвестным производителем, или с материалом сомнительного качества, перед использованием обязательно делайте грубую очистку лакокрасочного материала. Несмотря, на то, что в ручке пистолета имеется съемный фильтр, при большом механическом загрязнении краски он может не справиться со своей задачей. Простое повышение давления в системе не даст нормально раскрыться факелу, а значить и качество работ снизится.

Некачественная подготовка поверхности.

Подготовка поверхности сильно влияет на конечный результат. При использовании краски дающую глянцевую поверхность, это особенно важно. По международным стандартам она должна быть не ниже 3Q, а для стен, имеющих боковую подсветку, или направленные светильники – 4Q.

Важно не только иметь идеально ровную поверхность, предназначенную для окрашивания, но и правильно ее загрунтовать. Неравномерно прогрунтованное основание приведет к образованию участков с разной степенью впитываемости. Высыхание покрытия будет происходить неравномерно, а значит, при натяжении подсыхающей пленки, станут образовываться участки с различной толщиной краски. Это также может стать причиной пятнистости и полосатости.

Влияние влажности и температуры.

В последние годы сухое и жаркое лето стало нормой. Это может сказаться на качестве ремонта. В условиях высокой температуры и низкой влажности краска, особенно тонкослойная быстро подсыхает. На прокрашенной поверхности образуется пленка еще до того момента, как краска полностью растечется. Это может привести к тому, что шагреневая фактура поверхности не успеет выровняться, а может и вовсе растрескаться (так называемый «эффект кракелюра»). Чтобы немного поднять водоудерживающую способность материала, краску разводят. Разбавление водой увеличивает время высыхания краски.

Ошибки, связанные с неправильным нанесение лакокрасочного материала.

Распыление на слишком близком расстоянии (менее 25 см) приведет к тому, что полоса прокрашивания уменьшится, а расход краски будет прежним. Произойдет перелив и подтекание.

Если производить распыление на расстоянии большем, чем 35 см, ширина полосы прокрашивания увеличится, возможны пропуски. Кроме этого в потоке начнут появляться завихрения, а при высыхании будет наблюдаться леопардовость.

Важен и угол между факелом и поверхностью стены. В идеале он должен быть прямым. Отклонение может привести к видимым деффектам.

Навыки механизированной покраски приобретаются со временем. Готовых рецептов нет. Постоянное тестирование, особенно незнакомых материалов, сравнение с другими составами, накопление личного опыта, и обмен им с коллегами – вот гарантия от совершения ошибок.

 

 

Неправильно подобранный фильтр.

В системе безвоздушного распыления находится 3 съемных фильтра. Наиболее важную роль играет mesh картридж, расположенный в ручке пистолета. Сетчатые фильтры, как и сопла имеют цветовую маркировку.

Для грунт-краски рекомендуется желтый фильтр 100 mesh, для финишной краски – красный, 180 mesh. Цифра в маркировке фильтра указывает на количество ячеек в см2.

Если взять слишком тонкий фильтр при относительно большом диаметре форсунки он быстро забьётся, и краска перестанет поступать к соплу. Крупная сетка при малом диаметре форсунки, наоборот приведет к тому, что забьётся отверстие в сопле. Правильно подобранный фильтр – залог качественной работы.

От чего зависит стоимость покраски безвоздушным аппаратом?

Принято считать – чем меньше времени тратится на оказание услуги, тем она дешевле. Рассмотрим, как формируется цена малярных работ механизированным способом при ремонте квартиры.

Основной отличительной особенностью покраски безвоздушным аппаратом от покраски валиком является скорость. Это несомненно так, если не учитывать время на подготовку. Ведь при малярных работах внутри помещения, особенно во время ремонта квартир и домов, важно не только нанести материал на ту или иную поверхность, но и сохранить окружающие предметы и части интерьера от нежелательного попадания краски. Зачастую, время, затраченное на укрывные работы, превышает саму покраску. Например, покраска средней комнаты в квартире может занять пол часа, а качественная подготовка, исключающая нежелательное попадание краски на пол, окна, двери, карнизы, мебель и другие предметы – несколько часов.

При сложной интерьерной покраске в итоговую стоимость услуги включается цена укрывных материалов (скотч, пленка и т.д.), сами укрывные работы, а также снятие защитных покрытий в конце отделки.

Помимо этого, работа с агрегатом требует его настройки перед началом окрашивания и промывка в конце. Поэтому на малых объектах цена безвоздушной покраски за 1 м2 будет всегда выше, чем при обработке больших площадей.

 

В стоимость окрасочных работ механизированным способом часто закладывается цена оборудования, его сервисное обслуживание и цена расходных материалов (фильтры, сопла).

Подводя итог, следует отметить, что большинство мастеров не задирают цены намного выше, чем при окрашивании валиком, или оставляют их такими же. А заказчику следует помнить, что качества покрытия, получаемого при безвоздушной покраске, невозможно добиться, нанося краску ручным инструментом.

Что касается стоимости услуги на больших объектах, где главное не качество, а скорость и производительность, то цена 1 м2 обработанной площади будет существенно ниже чем при окрашивании кисточкой или валиком. Так, стоимость нанесения одного слоя краски безвоздушным способом в каком-нибудь подсобном, или складском помещении может равняться 50 руб./м2, то есть ниже чем валиком, где минимальная цена 100 руб./м2.

Техника безопасности.

Чтобы автоматизированные отделочные работы велись без риска для жизни и здоровья, необходимо правильно организовать безопасность труда на объекте. Вот наиболее важные условия, позволяющие избежать многих проблем.

  1. Агрегаты безвоздушной покраски, работающие на электроприводе, требуют соблюдения всех правил безопасного обращения с электроприборами.
  2. Запрещается работать без индивидуальных средств защиты. Работник, занимающийся механизированной покраской, должен иметь защитные очки, респиратор, защитный костюм и перчатки.
  3. Алкидные краски относятся к пожароопасным. Недопустимо их хранение и распыление вблизи источников огня и нагревательных приборов. На рабочем месте должен находиться огнетушитель.
  4. Помещение в которых проводятся покрасочные работы должно хорошо вентилироваться, особенно когда используются материалы на основе растворителей и эпоксидных составов.
  5. Следует избегать попадания под струю из сопла незащищенных частей тела. Краска, вылетающая с большой скоростью, может стать причиной травмы. Запрещается направлять распылитель в сторону человека и животных. В промежутках между нанесением материала, курок на пистолете должен находиться на предохранителе.

 

 


Поделиться в соцсетях.